История

Предание

По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону свт. Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что 2 раза в году, в дни памяти свт. Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье. Однажды, в день весеннего празднования памяти свт. Николая, о. Василий решил было, по нерадению, оставить пустынный храм без богослужения. Но накануне торжества священнику явился во сне сам угодник Божий. Он выглядел так, как на обретенной иконе. Святитель упрекнул о. Василия за нерадение о людях, собирающихся на праздник в пустынный храм, и велел поспешить к святыне. Священник проснулся и хотел отправиться в путь, но почувствовал себя тяжело больным. Тогда он попросил близких: «Рыхло везите меня во храм святого Николая, к чудотворной его иконе, чтобы я исцелился, ибо я согрешил на небо и перед ним!» Слово «рыхло» в данном случае взято из польского языка и означает «быстро» (в кон. XIV – кон. XV вв. и 1-й пол. XVII в. Северский край находился под властью Польши). Когда о. Василия доставили к иконе, он почувствовал облегчение, но был не в силах служить. В это время в храм прибыл другой священник, по имени Феодор. Некий юноша, привезший его сюда, вдруг стал невидим вместе с повозкой. Гость поведал собравшимся, что служит в Новгороде-Северском, но в нынешний праздник, идя в свой храм, встретил юношу с повозкой, который от имени больного о. Василия убедительно просил приехать на службу в пустынную церковь. Зная, что Новгород-Северский удален от места обретения иконы на полсотни верст, собравшиеся удивились столь быстрому прибытию о. Феодора к утренней службе и воскликнули: «Рыхло, рыхло!» («Быстро, быстро!») В память об этом чуде икону свт. Николая назвали Рыхловской.

Основание

В кон. XVI в. – столетия, в котором Северщина находилась в составе Московского государства, – право владения землей будущего монастыря оспаривал у оболонского священника Захарии Васильева боярин Алексей Волжинский, однако проиграл тяжбу, ибо пастырь сумел найти письменный акт, подтверждавший, что спорный участок подарен приходскому храму свт. Николая одним из древних московских государей.

Ко времени после повторного отторжения Северщины от Польши относится первое историческое упоминание о Рыхловском монастыре. Оно встречается в описании городов Украины за 1654 г.: «Да в Новгородцком же уезде Северском, на старом городище Рыхлове пустыня. В той пустыне церковь древеная во имя Николы чюдотворца. Живет в том монастыре черной поп Еустафей да черной старец Прохор».

В свою очередь, монастырское предание говорит о 3-х пустынниках, живших при храме свт. Николая – Евстафии, Елисее и Илии. Однажды, когда двое из них отлучились в село за пищей, то Илия, на которого бесы обрушили сугубые искушения, решил укрепиться перенесением чудотворной иконы из церкви к себе в келью. После молитвы пустынник вышел в лес, чтобы заняться рукоделием, и вдруг увидел свое жилище в огне. Пожар уничтожил келью, но чудотворную икону о. Илия и его сподвижники нашли на пепелище невредимой.

Продолжение истории

13 янв. 1669 г. гетман Украины Демьян Многогрешный, «поглядаючи так на оскудность новофундованого монастира Рыхловскаго Свято-Николского», наделил обитель землей около близлежащего местечка Понорницы. А в своем универсале Рыхловскому монастырю от 19 апр. 1669 г. Многогрешный писал: «Под начальством нашим старается о св. месте родной брат наш пан Василий Игнатович». Позже о Рыхловской обители позаботились и другие гетманы Украины, в частности Иван Скоропадский, который исцелился от тяжелой болезни по молитве у чудотворной иконы свт. Николая, и Даниил Апостол, заказавший для этого образа дорогую ризу.

В 1742 г. опеку над Рыхловским монастырем принял на себя Федор Иванович Качановский: придворный певчий российской императрицы Елизаветы Петровны, он приобрел тогда на Черниговщине хутор, известный впоследствии как имение Качановка. В 1743 г. Качановский начал замену ветхих построек обители новыми. В течение 1740-х гг. ему удалось собрать для строительства и других нужд монастыря значительные средства, включая обильные пожертвования самой Елизаветы.

В тот же период благоустройства обители произошли 2 чуда, благодарно запечатленные в письменной истории монастыря. 1-е чудо заключалось в том, что, когда не хватило железа на решетки для строящегося в обители каменного храма, свт. Николай явился в пути человеку, везшему в Киев железо для новой церкви св. ап. Андрея, и велел доставить этот материал в Рыхловский монастырь; путник повиновался, а императрица, узнав о случившемся, разрешила оставить железо рыхловским инокам (соответствующий указ Елизаветы от 30 июня 1745 г. бережно хранился в обители и публиковался в ее старинных описаниях). 2-м чудом стало явление свт. Николая казначею подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаху Мисаилу, который хотел подарить приходскому храму родного села Евангелие, но, по велению угодника Божия, преподнес свой дар Рыхловскому монастырю в 1747 г.

В 1754 г. благотворитель Рыхловской обители Качановский почил и был погребен в одном из ее храмов. В том же 1754 г. состоялась закладка, а в 1760 г. – освящение выстроенного в камне главного монастырского храма во имя свт. Николая. Своеобразие архитектурного силуэта данного сооружения породило гипотезу о том, что в разработке проекта храма участвовал придворный зодчий Бартоломео Растрелли.

Перевод монастырей Российской империи на штатное содержание от казны обернулся закрытием многих из них, создав в 1786 г. угрозу и для Рыхловской обители. Но генерал-губернатор земель Украины, знаменитый полководец граф Петр Румянцев-Задунайский, написал императрице Екатерине II письмо с просьбой сохранить Рыхловский монастырь, церковь которого «есть одна из лучших здесь» и который «в пустой стороне большим украшением всегда служить будет». Просьбу графа удовлетворили.

В XIX в. архитектурный ансамбль обители дополняли новые постройки. Но главным для монастыря событием той эпохи стало введение в 1820 г. нового устава. Составленный настоятелем архимандритом Мелхиседеком, он возродил здесь древние правила строгой монашеской жизни.

В 1820-х гг. в Рыхловской обители временно проживал знаменитый подвижник иеромонах Василий (Кишкин, †1831), почитаемый Церковью в лике святых. В 1826-1829 и 1832-1840 гг. рыхловским иноком был прп. Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор (†1879): 1-й раз – в должности казначея и сане иеродиакона, 2-й – в должности настоятеля и сане иеромонаха, с 1835 г. – в сане игумена. Однажды, когда Рыхловская обитель нуждалась в деньгах на закупку железа для строительных работ, прп. Иоанникий, будучи настоятелем и усердно молясь свт. Николаю о помощи, обнаружил в монастырской кассе, которую всегда открывал и опечатывал только в присутствии казначея и ризничего, 3000 рублей вместо 300, положенных туда ранее.

В 1-й пол. 1890-х гг. в Рыхловском монастыре подвизался будущий старец прп. Лаврентий Черниговский (†1950), до пострига Лука Проскура, родившийся в 1868 г. в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония, который через 3 года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию – Свято-Троицкую Ильинскую обитель в Чернигове. Пока преосвященный Антоний ждал приезда Луки, братия Свято-Троицкого Ильинского монастыря поговаривала: «Все Луку да Луку, будто и людей больше нет!» В ответ владыка говорил, предсказывая будущее духовничество прп. Лаврентия: «Это такой Лука, что все у него будут спрашивать!» Между тем, сам Лука не хотел расставаться с полюбившейся ему пустынной Рыхловской обителью. Но однажды, уснув в слезах, он увидел лик благословляющей его Пресвятой Богородицы. Прибыв в Чернигов и зайдя в храм Свято-Троицкого Ильинского монастыря, Лука увидел тот же лик и утешился. В дальнейшем Свято-Троицкая Ильинская обитель стала основным местом трудов подвижника: здесь он принял постриг с именем Лаврентия, в 1895 г. – священство, а после кончины здесь почили честные мощи святого. Рыхловский монастырь также благоговейно чтит память прп. Лаврентия и хранит переписанные рукой подвижника ноты церковных песнопений.

Накануне трагических потрясений 1917 г. Рыхловская обитель насчитывала 5 каменных храмов и множество корпусов. В 1922 г. монастырь закрыли, в 30-х и 50-х гг. ХХ в. все его храмы, и часть корпусов каменную ограду разобрали. В советское время впритык к северной границе монастырского гостиного двора было построено с. Рыхлы. В 2004 г. началось возрождение обители.